Preview

Исследования и практика в медицине

Расширенный поиск

Обеспечение доступности навигационных систем медицинских организаций для различных групп населения с позиции бережливого производства

https://doi.org/10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

Полный текст:

Аннотация

Обзор посвящен анализу возможностей обеспечения приемлемого уровня доступности восприятия навигационной информации различными категориями граждан с помощью современных навигационных систем в объектах здравоохранения. Навигационная система медицинского учреждения считается важнейшей частью системы визуализации и одним из базовых критериев качества пространства объектов здравоохранения при формировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико‑санитарную помощь, в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико‑санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение». С точки зрения управленческой концепции бережливого производства навигационная система медицинской организации должна быть нацелена на полное устранение либо сокращение лишних перемещений посетителей, а также других видов основных и дополнительных потерь. Накопленный опыт реализации проектов с внедрением концепции бережливого производства в амбулаторно‑поликлинические медицинские учреждения РФ позволяет утверждать, что рационально спроектированная и размещенная навигационная система может быть эффективным инструментом метода визуализации в методологии бережливого производства. Конструктивно‑технологические решения эффективной навигационной системы медицинской организации, внедряющей концепцию бережливого производства, должны учитывать возможности восприятия навигационной информации всеми группами населения, в том числе маломобильными группами населения: инвалидами, людьми с ограниченными возможностями здоровья, людьми с детскими колясками и т.п. Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации для маломобильных групп населения представляют собой комплекс различных технических средств, обеспечивающих визуальное, тактильное, звуковое информирование, ориентирование в пространстве с указанием возможных направлений движения и мест получения услуг, способствующих обеспечению доступности, безопасности, информативности и комфортности объекта здравоохранения. Современные медицинские организации должны соответствовать требованиям обеспечения доступности и безопасности нахождения для инвалидов и других маломобильных групп населения за счёт реализации комплекса архитектурно‑планировочных, инженерно‑технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий государственной программы «Доступная среда». Навигационная система может стать ключевым инструментом данных мероприятий.

Для цитирования:


Курмангулов А.А., Мазунина С.Д., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С. Обеспечение доступности навигационных систем медицинских организаций для различных групп населения с позиции бережливого производства. Исследования и практика в медицине. 2021;8(1):75-84. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

For citation:


Kurmangulov A.A., Mazunina S.D., Reshetnikova Yu.S., Brynza N.S. Supply of hospitals’ navigation system accessibility for various population groups from the perspective of lean production. Research and Practical Medicine Journal. 2021;8(1):75-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

ВВЕДЕНИЕ

Возможности визуализации активно используются в здравоохранении на разных уровнях организации медицинской помощи. Формирующаяся в настоящий момент нормативно-­правовая база РФ в области внедрения концепции бережливого производства (БП) в систему здравоохранения должна учитывать исторически сложившиеся средства и способы зрительной передачи информации, а также уже имеющиеся регламентирующие документы в области визуализации процессов и предметов. В то же время концепция БП предлагает новые механизмы и способы визуализации в медицине – это, прежде всего, визуальное управление процессами через систему инфоцентров, информационные системы и цветовая кодировка [1][2]. Особое место в ранге возможностей метода визуализации занимает разработка навигации по оптимальному передвижению пациента в медицинском учреждении.

Бурное развитие химической, строительной, обрабатывающей промышленности второй половины XX века привело к созданию принципиально новых материалов в индустрии производства навигационных систем [3]. Появление профессиональных компьютерных программ способствовало технологическому прорыву в проектировании сложных встраиваемых и самостоятельных навигационных элементов, а прототипирование и макетирование дизайнерских проектов дало возможность создавать уникальные индивидуальные конструкции [4]. Внедрение в проектирование навигационных систем этапов концептуальной проработки, 3d-моделирования и эскизирования существенно улучшили эстетические характеристики навигационных элементов [5].

В настоящее время навигационная система медицинского учреждения считается важнейшей частью системы визуализации и одним из базовых критериев качества пространства объектов здравоохранения в рамках новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь [6]. Благодаря навигационным элементам посетители медицинской организации (МО) могут ориентироваться среди помещений, правильно определять необходимый маршрут и перемещаться по выбранному пути движения в здании и по прилегающей территории МО без существенных отклонений и потерь времени [7].

Цель исследования: изучить возможности современных навигационных систем объектов здравоохранения по обеспечению приемлемого уровня доступности восприятия навигационной информации для различных категорий граждан с позиции бережливого производства.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании представлен анализ научно-исследовательских работ и существующей нормативно-­правовой базы в области регулирования требований к доступности систем визуализации для различных категорий граждан в МО РФ, а также современных возможностей навигационных систем по обеспечению визуальной, тактильной и звуковой доступности. Проанализировано 78 отечественных и зарубежных публикаций, преимущественно представленных в базах данных Elibrary, Medline, Scopus, Pub Med и The Cochrane Library. Для проведения анализа нормативно-­правового регулирования были использованы материалы информационно-­правовых систем «Гарант», «Консультант Плюс», данные официального сайта Министерства здравоохранения РФ и интернет-­портала правовой информации. Для контент-­анализа статьи отобраны 30 публикаций и нормативно-­правовых документов, в которых представлены возможности современных навигационных систем объектов здравоохранения по обеспечению их доступности. Методы исследования, использованные в процессе исследования: правовой, исторический, контент–анализ, описательно-­аналитический.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С точки зрения концепции БП навигационная система МО нацелена на полное устранение либо сокращение лишних перемещений посетителей МО, а также других видов основных и дополнительных потерь. Накопленный опыт реализации проектов с внедрением концепции БП в МО позволяет констатировать, что навигационная система может быть эффективным инструментом визуализации [8]. В то же время стоит отметить, что навигационная система в целом и её отдельные элементы могут быть не только средством устранения потерь БП, но и источником этих потерь. Например, размещение в одной области пространства двух идентичных навигационных табличек – это яркий пример перепроизводства; навигационный стенд с большим объёмом нерелевантной информации – фактор, приводящий к ожиданию персонала МО и дополнительным действиям пациентов; неправильно расположенные указатели – те же самые лишние движения. Поэтому при создании новой и при совершенствовании существующей навигационной системы в медицинских учреждениях необходимо каждый навигационный элемент проверять на соответствие основным принципам БП.

Конструктивно-­технологические решения эффективной навигационной системы МО, внедряющей концепцию БП, должны учитывать возможности восприятия навигационной информации всеми группами населения, в том числе маломобильными группами населения: инвалидами, людьми с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, людьми с детскими колясками и т.п. [9].

К маломобильным группам населения относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве [10][11]. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [12]. В нашей стране с 2011 года действует государственная программа «Доступная среда», предусматривающая создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [9].

Основные требования к доступности МО для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения представлены в Своде правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 3501-2001» [13].

Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации для маломобильных групп населения – это комплекс различных технических средств, обеспечивающих визуальное, тактильное, звуковое информирование, ориентирование в пространстве и сигнализацию об опасности для всех категорий инвалидов и других маломобильных групп населения, с указанием возможных направлений движения и мест получения услуг, способствующих обеспечению доступности, безопасности, информативности и комфортности объекта. К доступному маршруту относятся помещения и места обслуживания, позволяющие беспрепятственно достичь конечной точки маршрута и воспользоваться услугой [13]. На входе (-ах) в любую МО для посетителей должны обеспечиваться визуальное, тактильное или звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход (при наличии нескольких входов).

Следующие элементы здания МО, доступные для маломобильных групп населения, должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и, если это предусмотрено заданием на проектирование, обозначаться знаками доступности: стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов; входы и выходы, доступные для маломобильных групп населения, если не все входы и выходы доступны; входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения; зоны предоставления услуг для инвалидов; универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, если в них предусмотрена доступная кабина уборной; гардеробы, примерочные и раздевальные, если не все подобные помещения являются доступными; лифты и другие подъёмные устройства, доступные для инвалидов, если не все лифты доступны; пути эвакуации инвалидов; безопасные зоны; специальные зоны отдыха и ожидания для маломобильных групп населения [13]. Для обеспечения эффективного ориентирования в пространстве всех групп населения в МО, внедряющей концепцию БП, должны быть предусмотрены различные тактильные, звуковые и визуальные конструкции.

К тактильным навигационным устройствам относятся информационный элемент с выпуклыми надписями и/или со шрифтом Брайля (специальный рельефно-­точечный шрифт для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих), тактильная наклейка, рельефный поэтажный план (мнемосхема), изменяемый по фактуре тип покрытия пола перед препятствиями и местом изменения направления движения (входами, подъёмами, лестницами, лифтами, поворотами коридоров и т.п.).

При входах в здания МО для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-­звуковая мнемосхема. Мнемосхема – это схема объекта или территории, выполненная выпуклыми деталями (очертания стен, дверных проёмов, лестниц и др.), которые можно прочитать на ощупь (тактильно). Надписи на мнемосхеме дублируются шрифтом Брайля. Мнемосхемы не рекомендуется загромождать излишней информацией. На тактильном плане помещения должна присутствовать отметка, где находится план и основные направления движения. Мнемосхема должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа, не препятствуя основному потоку посетителей (рис. 1) [13].


Рис. 1
. Тактильная плитка и мнемосхема при входе в здание (Красноярский край).
Fig. 1. Tactile tiles and mnemonic diagram at the entrance to the building (Krasnoyarsk Territory).

На основных путях движения посетителей МО на любой поверхности пола должны обустраиваться направляющие тактильно-­контрастные указатели шириной от 150 до 300 мм и высотой рифов 4,0 мм (рис. 2). Кроме того, тактильные направляющие в виде наклеек могут быть на других поверхностях, например, на выступах мебели, стойках или поручнях лестничных маршей (рис. 3).


Рис. 2
. Тактильная плитка на основных путях движения посетителей (ЯмалоНенецкий автономный округ).
Fig. 2. Tactile tiles on the main paths of visitors (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug).

Рис. 3
. Тактильные наклейки на поручнях и направляющие на первой ступеньке лестницы (Удмуртская Республика).
Fig. 3. Tactile stickers on the handrails and guides on the first step of the stairs (Udmurt Republic).

В качестве навигационных элементов МО могут использоваться различные акустические устройства: звуковые маяки при входах, пересечениях маршрутов (двери, лифты и т.п.); звуковые приглашения; навигационные радиотрансляции в лифтовых кабинах и во вспомогательных помещениях и т.п. В таких случаях звуковые устройства выступают в качестве «говорящих» знаков, передающих устно информацию идентификационного, указательного или справочного характера. К специальным акустическим устройствам могут относиться отдельные переносные (портативные) информационные системы для слабослышащих, предназначенные для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха.

С психофизиологической точки зрения восприятие человеком окружающего мира возможно путём получения информации от пяти органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания) и вестибулярного аппарата (чувства равновесия и положения в пространстве, ускорения, ощущения веса) [14][15]. Предметность, структурность, константность, избирательность и осмысленность восприятия у разных людей может существенно отличаться [16, 17]. В силу ряда индивидуальных особенностей чувствительности, адаптационных возможностей анализаторов, а также при их повреждениях, аномалиях развития доминирующая система восприятия внешнего мира у разных людей может быть различной. В то же время, многочисленными отечественными и зарубежными нейрофизиологическими исследованиями доказано, что зрительные анализаторы обладают гораздо более высокой суммарной пропускной способностью нейронных импульсов, чем любые другие органы чувств [18][19].

В то же время одной из наиболее актуальных для общественного здоровья становится проблема увеличения распространенности офтальмопатологии [20]. По мнению некоторых зарубежных экспертов, в 2025 году у 2,8 млрд. человек будут обнаружены различные проявления миопии и других схожих патологий фокусировки зрения [21]. В РФ, согласно данным эпидемиологических исследований, удельный вес отдельных нозологических форм заболеваний рефракции имеет сходные значения с другими странами. Так, Апрелев А. Е. с соавт. отмечает, что каждый 3–4‑й взрослый житель России страдает миопией, и заболеваемость за последние 30 лет выросла в 1,7 раза (с 25 до 45%) [22]. По этой причине, особую значимость при создании новых и совершенствовании существующих навигационных систем в рамках реализации проекта по созданию Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-­санитарную помощь, приобретает обеспечение максимальной доступности для чтения и восприятия текстовой информации в навигационных элементах.

Широкое распространение большого количества шрифтов привело к появлению отдельной науки – типографики, область интересов которой составляет изучение правил и норм оформления текстовой информации по оптимальному восприятию шрифта читателем [23]. В типографике навигационных систем для характеристики указанных свойств шрифта используется термин «распознаваемость» [24]. Распознаваемость, или читаемость – характеристика узнаваемости отдельных знаков текста среди прочих элементов за счёт оригинальности графических параметров [25]. В количественном отношении распознаваемость наиболее часто выражается в дистанции восприятия – расстоянии, с которого возможно прочтение и считывание букв, цифр и символов.

Распознаваемость текстовой информации зависит от огромного количества факторов, таких как гарнитура шрифта, межстрочный интервал, цвет шрифта и фона, контраст шрифта, освещённость [26]. В уровне распознаваемости шрифта существенную роль играют индивидуальные особенности человека, прежде всего, острота зрения и светочувствительность зрительного анализатора. Но наиболее существенную роль в узнаваемости текстовой информации среди прочих элементов играет размер шрифта [27].

Как правило, буквы и знаки, располагающиеся в одной строке, имеют одинаковую размерную характеристику. Кегль – параметр шрифта, означающий высоту его литер в пунктах. В нашей стране пункт исчисляется по типометрической системе Дидо, в которой 1 пункт равен 0,376 мм. Кегль включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом (верхний выносной элемент) и пробельное расстояние снизу неё (нижний выносной элемент). Очевидно, чем выше кегль шрифта, тем выше распознаваемость шрифта. Однако в условиях ограниченности размеров и функциональных полей навигационных элементов МО дизайнерам необходимо находить наиболее рациональные текстовые решения, позволяющие не терять различимость шрифта.

Оптимальные шрифтовые пропорции для навигационных элементов определяются и проверяются только в условиях МО. Тем не менее, в практике текстового дизайна для выбора необходимого кегля шрифта рассматривают три главных фактора: тип указателя – например, большой справочный указатель в холле первого этажа или дверной указатель местоположения отдельного кабинета; уровень навигации – например, наружный навигационный элемент внешнего уровня или внутренняя настенная табличка; гарнитура шрифта – у разных шрифтов высота строчных и заглавных букв может существенно отличаться.

В Методическом пособии МЗ РФ «Эффективная система навигации медицинской организации» рекомендовано при использовании навигационного шрифта Health Alphabet для внешних указателей местоположения и направления с визуальной дистанции при нормальном зрении до 45 м высоту строчных букв устанавливать 90 мм, а для справочных указателей с визуальной дистанции при нормальном зрении до 7,5 м – 15 мм [7]. Согласно Стандарту организации амбулаторной помощи на территории Томской области минимальная высота букв терминов и обозначений на внутренних навигационных элементах должна составлять не менее 70 мм [28]. В Руководстве по стилю оформления в рамках реализации проекта «Бережливая поликлиника» МЗ Калининградской области указано, что внутренние указатели направления со шрифтом Glober должны быть кеглем 180 пунктов для подписей и кеглем размером 340 пунктов для цифр [29].

При разработке навигационных элементов дизайнерам и проектировщикам всегда приходится учитывать ограничения реальных размеров конструкций из-за существующих условий пространств МО. По этой причине реализация принципа оптимального восприятия сообщаемой посетителю информации может быть через включение в руководства и бренд-буки по навигационным системам диаграмм/таблиц отношения расстояния считывания информации к высоте шрифта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одними из основных принципов концепции БП в системе здравоохранения являются ориентация на создание ценности и организация потока создания ценности для посетителя МО. Главная функция навигационной системы заключается в передаче человеку информации о правильном местоположении объектов навигации МО, об ориентировании человека в окружающем пространстве, а также об оптимальном маршруте. Интегральная функция навигационной системы для МО как объекта системы здравоохранения определяется эффективностью управления потоками посетителей. Современные МО должны соответствовать требованиям обеспечения доступности и безопасности нахождения для инвалидов и других маломобильных групп населения. Это достигается за счёт реализации комплекса архитектурно-­планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий. Навигационная система может стать ключевым инструментом данных мероприятий.

Список литературы

1. Назипов Ф.Н. Современные инструменты и принципы бережливого производства. Вестник науки. 2020;2-1(22):180–186.

2. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. Ижевск: изд-во Института экономики и управления ГОУ ВПО «УдГУ»; 2012.

3. Shin B.S., Mou X., Mou W., Wang H. Vision-based navigation of an unmanned surface vehicle with object detection and tracking abilities. Machine Vision and Applications. 2018;29(1):95–112. https://doi.org/10.1007/s00138-017-0878-7

4. Bygstad B., Ovrelid E. Architectural alignment of process innovation and digital infrastructure in a high-tech hospital. European Journal of Information Systems. 2020:1–18.

5. Назайкин А. Наружная, внутренняя, транзитная реклама. М.: Litres; 2019.

6. Вергазова Э., Белугина З. Критерии бережливости закрепят в положении о первичной медпомощи. Что изменится и как подготовиться. Здравоохранение. 2019;11:74–89.

7. Эффективная система навигации в медицинской организации: методическое пособие. Министерство здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Утверждено Т. В. Яковлевой, согласовано О. М. Драпкиной. М., 2019.

8. Курмангулов А.А., Брынза Н.С., Решетникова Ю.С., Княжева Н.Н. Навигационная система как критерий оценки качества пространства медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019;18(1):206–213.

9. Макарова М.Р., Шутов Д.В. Доступная среда в госпитальных условиях: нормативные аспекты, возможные пути реализации. Доктор.Ру. 2016;12–2(129):60–66.

10. Бабурин Д.И., Попандопуло В.И. Создание доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта. Вестник науки и образования. 2019;1–1:55.

11. Николаева Р.В. Создание безбарьерной среды в городах для маломобильных групп населения. Вестник НЦБЖД. 2018;4:105–109.

12. Возмилкина Е.Н., Олейник Е.В. Система социальной поддержки семьи с ребёнком-инвалидом в России. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016;10–2:90–93.

13. Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/456033921. Дата обращения: 25.06.2020.

14. Астафьев Н.В. Совершенствование двигательных навыков в стрельбе из пистолета с использованием методических приёмов направленного воздействия на сенсорные и моторные компоненты деятельности обучаемых. Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2017;2(9):122–127.

15. Климов А.В., Лифантьева А.А. Нарушение цветовосприятия: причины, диагностика, коррекция. NovaInfo.Ru. 2018;1(93):201–205.

16. Брумштейн Ю.М., Рамазанова Л.Ш., Молимонов Д.А., Тишкова А.С., Нежников Р.И. Методы и технические решения для оценки точности восприятия испытуемыми яркостно- цветовых характеристик объектов, объёмов и устойчивости их цветовой памяти. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2019;2(46):215–233.

17. Трохова А.В. Когнитивное восприятие отдельных групп текстовых гарнитур. Наук. 2019;41:567–574.

18. Luo T, Jiang G, Yu M, Xu H, Gao W. Sparse recovery based reversible data hiding method using the human visual system. Multimedia Tools and Applications. 2018 Aug 1;77(15):19027– 19050. https://doi.org/10.1007/s11042-017-5356-8

19. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. Возможности визуализации в качестве бережливого метода в управлении медицинскими организациями. Медицинский вестник Юга России. 2019;10(1):6–12. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-1-6-12

20. Bourne RRA, Flaxman SR, Braithwaite T, Cicinelli MV, Das A, Jonas JB, и др. Magnitude, temporal trends, and projections of the global prevalence of blindness and distance and near vision impairment: a systematic review and meta-analysis. Lancet Glob Health. 2017 Sep;5(9):e888–897. https://doi.org/10.1016/S2214-109X(17)30293-0

21. Жабина У.В., Ефимов Д.В. Эпидемиология слабовидения и слепоты как медико-социальная проблема. Медицина и физическая культура: наука и практика. 2020;2(1(5)):46–53.

22. Апрелев А.Е., Пашинина Р.В., Караулова Е.С. Оценка распространённости миопии и качества жизни больных с миопией. Медицинский вестник Башкортостана. 2015;10(2):169–171.

23. Аверченко Е.В. Внедрение сведений о типографике в программы художественных школ. Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017;2(3):136–139.

24. Бекишев М.А. Шрифт в системах визуальной навигации. Общество. Среда. Развитие. 2011;4(21):123–127.

25. Филиппова М.Г. Акцидентная типографика в контексте проектной среды. В сборнике: Графический дизайн: история и тенденции современного развития материалы Международной научно-практической конференции. 2016:289–296.

26. Якунин А.В., Бодрунова С.С. Минимализм как современная тенденция в дизайн-проектировании: функциональный подход или эстетический принцип? Culture and Civilization. 2016;4:14–24.

27. Равшанов Д.Ч. Характеристики полиграфических шрифтов. Точная наука. 2019;49:19–24.

28. Стандарт организации амбулаторной помощи на территории Томской области Департамент здравоохранения Томской области. 2018. Доступно по: https://zdrav.tomsk.ru/storage/111621/Стандарт_АПП.pdf. Дата обращения: 25.06.2020.

29. Руководство по фирменному стилю оформления в рамках реализации проекта «Бережливая поликлиника» Министерства Здравоохранения Калининградской области. 2017. Доступно по: https://www.infomed39.ru/upload/iblock/69a/69ac1d4f6da935d74a73394daf4ab496.pdf. Дата обращения: 25.06.2020.


Об авторах

А. А. Курмангулов
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Курмангулов Альберт Ахметович – к.м.н., руководитель учебного центра бережливых технологий в здравоохранении, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

SPIN: 1443-3497, AuthorID: 769148

625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 54



С. Д. Мазунина
ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Мазунина Светлана Диановна – к.м.н., директор учебно-методического центра по развитию бережливых технологий и здравоохранения («Фабрика процессов»)

SPIN: 7971-6020, AuthorID: 924314

610027, г. Киров, ул. Карла Маркса, д. 112



Ю. С. Решетникова
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Решетникова Юлия Сергеевна – к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

SPIN: 1956-8632, AuthorID: 857968

625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 54



Н. С. Брынза
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Брынза Наталья Семеновна – д.м.н., заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

SPIN: 8404-2042, AuthorID: 792717

625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 54



Для цитирования:


Курмангулов А.А., Мазунина С.Д., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С. Обеспечение доступности навигационных систем медицинских организаций для различных групп населения с позиции бережливого производства. Исследования и практика в медицине. 2021;8(1):75-84. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

For citation:


Kurmangulov A.A., Mazunina S.D., Reshetnikova Yu.S., Brynza N.S. Supply of hospitals’ navigation system accessibility for various population groups from the perspective of lean production. Research and Practical Medicine Journal. 2021;8(1):75-84. (In Russ.) https://doi.org/10.17709/2409-2231-2021-8-1-8

Просмотров: 182


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-2231 (Print)
ISSN 2410-1893 (Online)