Опыт реализации пациент-центрированного подхода в частной медицинской организации
Аннотация
В настоящее время, принимая во внимание выраженную конкуренцию среди современных медицинских организаций, привлечение пациентов и формирование высокой степени их лояльности требует значительных усилий как в области обеспечения качества оказываемых медицинских услуг, так и в сфере полноценной реализации законодательно закрепленных прав пациента, соблюдения этических и деонтологических норм, формирования эффективных коммуникационных и интеграционных процессов между сотрудниками медицинской организации и пациентами и/или их родственниками, а в контексте деятельности частной медицинской организации еще и в значительной степени требуется особая работа по оптимизации основных бизнес-процессов. Все описанные выше направления деятельности объединяет понятие «пациент-центрированный подход».
Цель исследования. Повышение степени удовлетворенности пациентов организацией оказания медицинской помощи посредством внедрения пациент-центрированного подхода.
Материалы и методы. Данное исследование было проведено с использованием методов анализа и синтеза, эксперимента и социологических замеров (анкетирование, качественные интервью 64 пациентов и 10 сотрудников), включало в себя изучение и обобщение профильных исследований и практического опыта, работу с локальными нормативными документами.
Результаты. Комплексная работа по внедрению в деятельность медицинской организации принципов пациентцентрированности оказала положительное влияние как на степень удовлетворенности пациентов организацией оказываемых медицинских услуг, так и на оценку сотрудниками медицинской организации модифицированных условий труда.
Заключение. Конструктивная оптимизация деятельности медицинской организации посредством внедрения принципов пациент-центрированности должна проводиться с использованием комплексного подхода, основанного на международном опыте с применением методологий проектного менеджмента, риск-менеджмента и пациент-ориентированности. Для определения основных направлений деятельности и контроля за эффективностью внедренных мероприятий наиболее подходящими, релевантными инструментами являются внутренний аудит и проведение опроса пациентов.
Об авторах
Л. И. МосквичеваРоссия
врач-онколог кабинета ультразвуковой диагностики и терапии,
125284, г. Москва, 2-й Боткинский проезд, д. 3
Ю. С. Генюш
Россия
главный специалист отдела развития медицинских проектов управления развития,
г. Москва
И. А. Петрова
к.филос.н., ведущий научный сотрудник,
г. Москва
Список литературы
1. Перепелова О. В., Петрова И. А. Пациент-центрированность при оказании населению медицинских услуг как ценность и принцип деятельности. Менеджер здравоохранения. 2019;(10):12–17.
2. Филатов В. Б., Петрова И. А., Жиляева Е. П., Хуратова Б. Г., Баранова И. Э., Жилинская Е. В. и др. Обеспечение и защита прав пациента в Российской Федерации. Под ред. акад. РАМН О. П. Щепина. М.: ГРАНТЪ, 2002, 158 с.
3. Москвичева Л. И., Петрова И. А. Оценка медико-правовых компетенций врачей (на основе анкетирования практикующих врачей Москвы). Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко. 2020;(3):12–19. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2020.03.002
4. Москвичева Л. И., Петрова И. А. Организационные технологии конфликт-менеджмента в повседневной практике врача. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020;(7-8):64–70. https://doi.org/10.26347/1607-2502202007-08064-070
5. Through the Patient’s Eyes: Understanding and Promoting Patient-Centered Care. American Journal of Health-System Pharmacy. 1995 Jan 1;52(1):122. https://doi.org/10.1093/ajhp/52.1.122
6. Constand MK, MacDermid JC, Dal Bello-Haas V, Law M. Scoping review of patient-centered care approaches in healthcare. BMC Health Serv Res. 2014 Jun 19;14:271. https://doi.org/10.1186/1472-6963-14-271
7. The Joint Commission. Primary Care Medical Home Philosophy. Интернет-источник: https://www.jointcommission.org/accreditation-and-certification/certification/certifications-by-setting/hospital-certifications/primary-care-medical-home-certification/, Дата обращения: 15.11.2021.
8. Scarpetta S. The G7 Primary Health Care Universal Knowledge Initiative: A welcome step for patient-centred health care. 2019 [Электронный ресурс]. Доступно по: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/06a3d092-en.pdf?expires=1581608656&id=id&accname=guest&checksum=A6AFE49332A21F28BE93CD36B755C93B, Дата обращения: 15.11.2021.
9. Realising the Full Potential of Primary Health Care. OECD [Электронный ресурс]. Доступно по: http://www.oecd.org/health/ health-systems/OECD-Policy-Brief-Primary-Health-Care-May-2019.pdf, Дата обращения: 15.11.2021.
10. Cabanal J. Patient-centred policies must be centred on healthcare workers too. 2018 [Электронный ресурс]. Доступно по: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/bec37ac0-en.pdf?expires=1581602040&id=id&accname=guest&checksum=5201852463A839A 33C3AC06E21C19098, Дата обращения: 15.11.2021.
11. Scarpetta S. The G7 Primary Health Care Universal Knowledge Initiative: A welcome step for patient-centred health care. 2019 [Электронный ресурс]. Доступно по: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/06a3d092-en.pdf?expires=1581608656&id=id&accname=guest&checksum=A6AFE49332A21F28BE93CD36B755C93B, Дата обращения: 15.11.2021.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Москвичева Л.И., Генюш Ю.С., Петрова И.А. Опыт реализации пациент-центрированного подхода в частной медицинской организации. Research'n Practical Medicine Journal. 2022;9(3):160-170. https://doi.org/10.17709//2410-1893-2022-9-3-12
For citation:
Moskvicheva L.I., Genyush Yu.S., Petrova I.A. Experience in implementing a patient-centered approach in a private medical organization. Research and Practical Medicine Journal. 2022;9(3):160-170. (In Russ.) https://doi.org/10.17709//2410-1893-2022-9-3-12