Preview

Research'n Practical Medicine Journal

Расширенный поиск

Влияние объективного состояния и самооценки здоровья на академическую успеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей с учетом различных средовых факторов

https://doi.org/10.17709/2409-2231-2020-7-3-11

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования. Провести сравнительный анализ корреляции успешности обучения с самооценкой физического и психического статуса и объективным состоянием здоровья с учетом влияния демографических и социальноэкономических переменных у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей.
Материалы и методы. Исследование проводилось с 01.12.2017 по 01.03.2019 года в Дальневосточном федеральном университете и Тихоокеанском Государственном медицинском университете. Объем выборки составил 410 студентов (207 (50,6%) женского, 203 (49,4%) мужского пола, средний возраст 21,5 (1,2) лет), которые на момент исследования обучались на 4–6 курсах. Информация о демографических параметрах, социально-бытовых условиях обучения, проживания, субъективных данных по заболеваемости и обращаемости была собрана с использованием комплексной анкеты статуса студента ВУЗа (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов). Объективное состояние здоровья и индекс коморбидности исследовались при изучении медицинской документации лечебнопрофилактических учреждений, прикрепленных к ВУЗам: Форма 025/у; 001–1/у; 062/у. При исследовании качества жизни, связанного со здоровьем, мы использовали международную анкету «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36».
Результаты. Суммарный балл самооценки физического благополучия у студентов гуманитариев составил 66,1 балла, у студентов медицинских специальностей — 56,4 балла. Усредненная самооценка психического здоровья у студентов разных специальностей оказалась практически идентичной: 62,4 — у студентов медиков и 59,4 — у гуманитариев. Академическая успеваемость оказалась выше у студентов обоих направлений, отмечающих свои условия обучения как удовлетворительные и хорошие (r=0,034; r=0,048/r=0,045; r=0,065). Успеваемость была также выше у студентов обоих направлений, оценивающих качество обучения как высокое (r=0,032; r=0,046/ r=0,033; r=0,043), но ниже у студентов, имеющих высокий индекс коморбидности (r= –0,038/r= –0,036). Мы так же установили, что увеличение числа баллов КЖСЗ сопровождается достоверным повышением успеваемости у студентов обоих направлений (r=0,035; r=0,045/r=0,033; r=0,050). Анализ модели линейной регрессии, описывающей ассоциацию успеваемости с переменными в объединенной выборке, позволил установить, что этот показатель сильно коррелирует с индексом коморбидности (r=8,27), КЖСЗ (r=7,28), качеством обучения и семейным доходом (5,55/5,06). В то же время успеваемость имела недостоверную связь с возрастом, индивидуальным доходом и слабо коррелировала с условиями обучения и проживания.
Заключение. Хроническая заболеваемость у студентов медицинских и гуманитарных специальностей старших курсов высока (индекс коморбидности 1,5–1,7), однако суммарный показатель самооценки качества жизни, связанного со здоровьем у них составляет 59–62 баллов и находится в пределах нормального диапазона значений. Академическая успеваемость студентов разных специальностей наиболее сильно коррелирует с индексом коморбидности и КЖСЗ, а также с показателями семейного дохода, условиями обучения и проживания.

Об авторах

В. В. Кузнецов
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здраво-охранения Российской Федерации
Россия

Кузнецов Владимир Вячеславович – к.м.н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

690002, г. Владивосток, проспект Острякова, д. 2



К. В. Косилов
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Россия

Косилов Кирилл Владимирович – д.м.н., профессор департамента социальных наук школы искусств и гуманитарных наук

690091, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8

SPIN: 4976-1406

AuthorID: 746147

Scopus Author ID: 6507444123

ResearcherID: X-3541-2018



Список литературы

1. Кошелева Г.В., Фионова Ю.Ю. Факторы, влияющие на успеваемость студентов. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015;3(7-4(18- 4)):331–333.

2. Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. Анализ и кластеризация основных факторов, влияющих на успеваемость учебных групп вуза. Инженерный вестник Дона. 2016;(4(43)):57.

3. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К., Аманжолоа Т.А., Новрузова Н.Б. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов ВУЗА. Вестник КазНГМУ. 2017;4б:290–294.

4. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., Гончарова Г.А. и др. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов. Гигиена и санитария, 2015;4:57–60.

5. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий. Novainfo.ru. 2016;3(48):382–385.

6. Кузнецова А.А. Влияние когнитивных стилей на академическую успеваемость студентов. Международный журнал экспериментального образования. 2015;(11–1):35–36.

7. Свистунов А.А., Моррисон В.В., Николенко В.Н. Содержание и проблема понятия качества образования, обучения и их критериев. Известия международной академии наук высшей школы. 2004;3(29):83–92.

8. Михайлова И.В., Таскина С.В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом. Вестник Московского государственного областного университета. 2017;(4):60–67.

9. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015;94(1):104–108.

10. Капезина Т.Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе. Наука. Общество. Государство. 2016;4(1(13)):95–102.

11. Иванова П.Ф., Люкина А.Н., Петрова М.П., Савельев В.Н. Влияние заболеваемости на успеваемость студентов ИГМА лечебного и педиатрического факультетов. Синергия наук. 2018;(19):925–929.

12. Загородников А.Г., Попов В.И., Загородников Г.Г., Горичный В.А. Взаимосвязь общей заболеваемости с успешностью обучения курсантов различных соматотипов. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014;(4(48)):182–184.

13. Бабина В. С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой Ученый. 2015;(11(91)):572–575.

14. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Гончарова Г.А., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье на-селения и среда обитания. 2012;3:16–20.

15. Здоровье студентов: социологический анализ. Отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. М., 2012, 252–257 с.

16. Бобылева О.В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник Тамбовского университета серия: естественные и технические науки. 2013;18(3):852–854.

17. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(5):281–285.

18. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария. 2016;95(6):577–581.

19. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015;94(9):18–20.

20. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестник Тамбовского университета серия: гуманитарные науки. 2009;(6(74)):149–154.

21. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2014;(4(110)):24–28. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p24-28

22. Акопян А.Н. Исследование предэкзаменационного психоэмоционального состояния студентов. Вестник восстановительной медицины. 2010;(6):36–39.

23. Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014;(4):102–119.


Для цитирования:


Кузнецов В.В., Косилов К.В. Влияние объективного состояния и самооценки здоровья на академическую успеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей с учетом различных средовых факторов. Research'n Practical Medicine Journal. 2020;7(3):108-118. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2020-7-3-11

For citation:


Kuznetsov V.V., Kosilov K.V. The impact of the objective state and self-esteem of health on academic performance in senior students of medical and humanitarian specialties, taking into account various environmental factors. Research and Practical Medicine Journal. 2020;7(3):108-118. (In Russ.) https://doi.org/10.17709/2409-2231-2020-7-3-11

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2409-2231 (Print)
ISSN 2410-1893 (Online)