Preview

Research'n Practical Medicine Journal

Расширенный поиск
Том 3, № 3 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17709/2409-2231-2016-3-3

Оригинальные статьи. Онкология, лучевая терапия

8-16 1235
Аннотация

Цель исследования. Фармакоэкономическое обоснование применения сорафениба при злокачественных новообразованиях в сравнении с препаратами, входящими в перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан.

Методика исследования. Фармакоэкономическое обоснование применения сорафениба в настоящем исследовании выполнено методом анализа влияния на бюджет. Рассчитаны затраты на лечение с применением сорафениба у гипотетической группы из 100 пациентов с метастатическим почечно-клеточным раком (мПКР), гепатоцеллюлярным раком (ГЦР) и дифференцированным раком щитовидной железы (ДРЩЖ), резистентным к радиоактивному йоду. Эти затраты сравнивались с затратами на лечение аналогичной группы из 100 пациентов, при этом для лечения мПКР применялся бевацизумаб (оригинальный или дженерический) в комбинации с интерфероном α, а пациентам с ГЦР и ДРЩЖ препараты за счет программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) не назначались. В результате был рассчитан потенциальный экономический эффект от включения сорафениба в перечень ОНЛП.

Результаты. Лечение мПКР дешевле при применении сорафениба в сравнении с бевацизумабом в комбинации с интерфероном α: экономия составляет 592 878 рублей при использовании оригинального бевацизумаба и 274 976 рублей при использовании дженерического бевацизумаба за один пациенто-год. При использовании сорафениба у группы из 100 человек с мПКР, ГЦР и ДРЩЖ, подходящих для лечения сорафенибом, общие расходы составляют более 175 млн рублей, в то время как при применении комбинации оригинального бевацизумаба с интерфероном α – более 204 млн рублей, а при применении комбинации дженерического бевацизумаба с интерфероном α – более 176 млн рублей, при этом в последних двух случаях лечение пациентов с ГЦР и ДРЩЖ не осуществляется. Общий размер годовой экономии бюджета при лечении 100 пациентов составляет более 28,5 млн рублей при учете оригинального бевацизумаба или более 1 млн рублей при учете дженерического бевацизумаба.

Заключение. Включение таргетного препарата сорафениб в перечень лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан является экономически обоснованным. Применение сорафениба вместо комбинации бевацизумаб + интерферон α у больных с мПКР дает возможность высвободить финансовые средства и обеспечить системным лечением пациентов с другими злокачественными опухолями (ГЦК, ДРЩЖ) при одновременном снижении нагрузки на бюджет.

17-29 1084
Аннотация

Обзор литературы за последние 10 лет позволяет утверждать, что головной мозг является редкой мишенью метастазирования злокачественных новообразований (ЗНО) женских половых органов. Тем не менее, за последние 20 лет частота вторичного поражения головного мозга выросла в 6,5 раз. Метастазы в головном мозге опухолей половых органов составляют около 5%. Оптимальная тактика лечения внутримозговых метастазов при этом является до сих пор не решенной проблемой: при наличии очагов более 3 см рекомендуется хирургическое лечение с последующим проведением химио- и лучевой терапии; при очагах меньших размеров методом выбора является стереотаксическая радиохирургия головного мозга с последующей химиотерапией.

Цель исследования. Объединение собственного опыта лечения больных раком яичников (РЯ), раком шейки матки (РШМ) и раком эндометрия (РЭ) с метастазами в головном мозге и данных литературы для выработки тактики ведения пациентов с подобными заболеваниями.

Пациенты и методы. В нейрохирургическом отделении МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России с 2007 по 2016 гг. было пролечено 9 больных с метастазами РЯ в головном мозге, 6 больных с метастазами РЭ, 4 больных с метастазами РШМ.

Результаты. Пациенткам проведено микрохирургическое удаление метастатической опухоли из головного мозга с последующим комплексным лечением, на фоне которого достигнута высокая медиана общей выживаемости: у пациенток с метастазами РЯ – 14,0 мес при безрецидивной выживаемости 9,4 мес. Медиана выживаемости пациенток с метастазами РЭ и РШМ оказалась существ енно ниже, составив всего 5,4 мес.

Заключение. В статье представлены современные взгляды на проблему лечения пациентов с внутричерепными метастазами злокачественных новообразований органов женской репродуктивной системы. Наш опыт демонстрирует, что проведение комплексного лечения, включающего нейрохирургическое, приводит к увеличению выживаемости больных, обеспечивая удовлетворительное качество жизни.

Оригинальные статьи. Маммология

30-41 1128
Аннотация

Нарастающую частоту неинфекционных хронических заболеваний (НИЗ) в мире связывают с влиянием внешних факторов, в том числе с нерациональным питанием и ожирением.

Цель исследования. В работе проведены сравнительные исследования структуры питания в странах с одинаковыми социальными условиями, но с разной частотой рака молочной железы (РМЖ).

Материалы и методы. Сведения о заболеваемости РМЖ в 160 странах мира собраны из базы GLOBOCAN за 2008 г. Уровни потребления продуктов и нутриентов (53 вида) для каждой страны выбраны из базы FAO за 1990–2005 и 2003–2005 гг. Структуру питания стран представляли в виде общего суточного уровня потребления (ОУП) (г/чел./день), а также в виде блоков продуктов, объединенных общим источником происхождения (г/чел./день): «продукты животных», «зерна, овощи», «фрукты, напитки», «алкогольные напитки»; «нутриенты животных продуктов» (%): энергия, протеин, жир; «полные нутриенты» (%): углеводы, протеины, жиры; энергия (ккал/чел./день), протеины и жиры (г/чел/день). Определяли процентный вклад каждого блока структуры питания в ОУП. В сравнительном анализе использовали также предикторы метаболического синдрома: индекс массы тела (ИМТ ≥ 25 кг/м2) и уровень холестерина крови (УХл ≥ 50 ммол/л).

Результаты. При сходных социальных и географических условиях в странах с высокой заболеваемостью РМЖ состав структуры питания был представлен: 36% – «продукты животных», 37% – «зерна и овощи», 14% – «фрукты и напитки», 13% – «алкогольные напитки». В странах Средиземноморья с низкой частотой РМЖ: 28% – «продукты животных», 55% – «зерна и овощи», 11% – «фрукты и напитки», 5% – «алкогольные напитки». В странах с высокой заболеваемостью РМЖ нутриентов «животных продуктов» в 1,5 раза больше, чем в странах Средиземноморья с низкой частотой РМЖ.

Заключение. Структура питания оказывает модифицирующее влияние на риск развития РМЖ.

Оригинальные статьи. Урология и андрология

42-48 1498
Аннотация

Известно, что на долю мужского бесплодия приходится до 40–50%. Наиболее тяжелой формой мужского бесплодия является азооспермия, которая наблюдается в 10–15%. При азооспермии единственным методом диагностики остается биопсия яичка, которая позволяет не только дифференцировать секреторную и экскреторную формы бесплодия, но и определить степень нарушения сперм атогенеза.

Цель исследования. Улучшить результаты диагностики мужского бесплодия.

Материалы и методы. Обследованы 26 мужчин с необструктивной азооспермией (по данным спермограммы). Группу сравнения составили здоровые мужчины – 22 человека. Пациентам по показаниям выполняли биопсию яичка с последующим морфологическим анализом биоптатов. Срезы ткани яичка подвергали окрашиванию гематоксилином и эозином, непрямому иммуногистохимическому исследованию – определение ингибина В, белка пролиферации и апоптоза (ki-67).

Результаты. По данным клинического и инструментального обследования (УЗИ) мы не выявили патологических отклонений. Пациентам установлена идиопатическая форма бесплодия. При окрашивании срезов яичка гематоксилином и эозином мы зафиксировали достоверные изменения в извитых семенных канальцах у пациентов с азооспермией: диаметр уменьшен в 1,5–2 раза (гипоплазия), базальная мембрана с выраженным волокнистым компонентом (фиброзирование) (p < 0,05). Выраженная экспрессия тканевого ингибина В отмечается в клетках Сертоли («+++») и в меньшей степени в сперматогониях («±»), расположенных ближе к базальной мембране извитого семенного канальца. Уровень экспрессии ингибина В в половых клетках – до 5%. Экспрессия белка ki-67 отмечалась в ядрах (S-фаза митоза) сперматогоний («++») на II и III этапах сперматогенеза и в ядрах некоторых первичных («+») и вторичных («+») сперматоцитов. Уровень экспрессии ki-67 в половых клетках – до 25%.

 

Выводы. Определение тканевого уровня ингибина В можно использовать в качестве прогностического критерия резервной функции яичка.

Оригинальные статьи. Хирургия

49-58 1682
Аннотация

Воспалительное кистозное поражение нисходящей части двенадцатиперстной кишки (ДПК), преимущественно в области малого дуоденального сосочка при хроническом панкреатите (ХП), описывается как «дуоденальная дистрофия» (ДД). Патогенез этого состояния не изучен, а лечебная тактика не определена.

Цель исследования. Изучить патогенез ДД, оптимизировать диагностику и лечение больных ХП, ассоциированным с ДД.

Материал и методы. В исследование включены 82 пациента с ДД, находившихся на лечении в Институте хирургии им. А. В. Вишневского в 2004–2015 гг. Диагноз установлен по данным ультразвукового исследования (УЗИ), компьютерной томографии (КТ), магнитно- резонансной томографии (МРТ) и эндоскопического УЗИ (эндоУЗИ). Первоначально все пациенты получали консервативную терапию. Оперированы 74 пациента после консервативного лечения с медианой продолжительности 2 года. 34 больным выполнена панкреатодуоденальная резекция (ПДР), 21 больному выполнены различные варианты резекции ДПК (с резекцией головки поджелудочной железы – 16, панкреассохраняющие – 5), 15 – дуоденумсохраняющие резекции головки поджелудочной железы (ПЖ). Паллиативные операции произведены 4 больным. Не оперированы и находятся под наблюдением 8 больных. Отдаленные результаты лечения изучены у 47 человек, медиана наблюдения составила 49,9 мес.

Результаты. Причиной кинической картины ДД в 69,6% случаев явился бороздчатый панкреатит, 30,4% – эктопия ткани ПЖ. Клинические проявления ДД не зависели от причины ее возникновения и проявлялись симптомокомплексом, характерным для ХП. Послеоперационные осложнения развились у 25 больных (34,7%): после ПДР – 33,5%, резекций ДПК – 70% (умер 1 больной). Общая летальность составила 1,3%. При оценке отдаленных результатов полное исчезновение симптоматики было у 66% человек, значительное улучшение – 32%, отсутствие эффекта – 2%.

Заключение. Лечение больных, страдающих ХП и ДД, должно начинаться с консервативной терапии. Хирургическое лечение показано при сохраняющихся болях и наличии осложнений ХП, нарушениях проходимости ДПК. Операциями выбора являются ПДР, резекции головки ПЖ.

Обзоры

59-67 2637
Аннотация

Настоящий обзор посвящен проблеме циторедуктивного лечения при злокачественной опухолевой патологии органов брюшной полости. Актуальность проблемы обусловлена как ростом заболеваемости раком данной локализации в России и в большинстве развитых стран мира, так и высокой частотой выявления заболевания на поздних стадиях. Описаны методы специфического лечения канцероматоза брюшины, основанные на возможности воздействия на очаги микродиссеминации после выполненной хирургической максимальной циторедукции. К данным методикам дополнительного интраоперационного специфического противоопухолевого воздействия относятся интраоперационная лучевая терапия, гипертермическая внутрибрюшная химиотерапия, интраоперационная фотодинамическая терапия, каждая из которых отличается уровнем сложности исполнения, механизмами воздействия на опухоль и здоровые ткани больного, эффективностью. В обзоре наиболее подробно описаны преимущества, перспективы и возможности применения интраоперационной фотодинамической терапии (ИОФДТ) при перитонеальном канцероматозе, приведены результаты ряда отечественных и зарубежных клинических исследований, продемонстрировано успешное применение ИОФДТ в клинической онкологии, позволяющее существенно снизить риск развития вторичного опухолевого поражения брюшины. Фотодинамическая терапия – метод, обладающий высокой эффективностью и практически не имеющий побочных эффектов и осложнений, основанный на способности фотосенсибилизаторов селективно накапливаться и удерживаться в высокопролиферативных тканях. Преимуществами данного вида лечения больных перитонеальным канцероматозом являются селективность воздействия на скрытые очаги микродиссеминации, а также визуально определяющуюся опухолевую ткань, высокая эффективность использования у больных злокачественными новообразованиями органов брюшной полости и малого таза в сочетании с циторедуктивным лечением, минимальное влияние на здоровые органы и ткани пациента, хорошая переносимость процедуры.

68-75 3201
Аннотация

На сегодняшний день аутотрансплантация жировой ткани является самой популярной тематикой для научных исследований в области пластической хирургии и регенеративной медицины. Трансплантация жировой ткани получила широкое признание как общепринятая техника для увеличения объема мягких тканей или для заполнения дефектов мягких тканей, обусловленных травмой или процессами старения. Инъекции аутологичного жира широко применяются в пластической хирургии и регенеративной медицине, так как иногда выполняемые пересадки дают непредсказуемый и слишком кратковременный результат из-за частичного некроза или прогрессивной резорбции жировой ткани (от 20 до 60%, по данным различных авторов). Многие ученые, занимающиеся пластической хирургией по всему миру (США, Европа, Китай, Япония), пересмотрели свои взгляды на проблему пересадки собственной жировой ткани в связи с достижениями в области клеточных технологий. В настоящее время основным объектом изучения в данной области являются факторы роста, которые могут повлиять на степень приживаемости жировой ткани и сделать ее более предсказуемой. В данном обзоре литературы обсуждаются экспериментальные исследования, сосредоточенные на изучении ангиогенных свойств СКЖТ (стволовые клетки жировой ткани) и СВКФ (стромально-васкулярная клеточная фракция), а также возможности их использования для стимуляции неоваскуляризации и улучшения выживаемости жировых трансплантатов в пластической хирургии и регенеративной медицине. Приведены результаты исследований по приживаемости жировых аутотрансплантатов на животных и результаты клинических исследований при сочетании различных методов, улучшающих васкуляризацию жировой ткани

76-82 4923
Аннотация

К написанию этой статьи подтолкнул возрастающий интерес к технологии высокоинтенсивного сфокусированного ультразвука (high-intensity focused ultrasound, HIFU), который, в свою очередь, связан с широким спектром потенциальных точек применения, минимальной инвазивностью данного метода, минимальным воздействием на организм пациента, характеризуется коротким периодом реабилитации. Также данный метод лечения обладает высокой воспроизводимостью, что, в свою очередь, способствует быстрому распространению HIFU-терапии в практике. Обзор посвящен истории развития, изучения и применения метода ультразвуковой абляции, современным представлениям о методике проведения HIFU-терапии, имеющимся в настоящее время техническим возможностям для проведения неинвазивной высокоинтенсивной фокусированной ультразвуковой терапии, а также демонстрации эффективности проведения данного лечения у пациентов со злокачественными и доброкачественными новообразованиями различной локализации, как в самостоятельном варианте, так и в комплексе с другими вариантами лечения (хирургия, лекарственная терапия, лучевая терапия), попытке систематизации ранних и отдаленных результатов лечения. В статье отображены данные мировой и отечественной литературы. Одним из важных направлений изучения описанной методики является расширение возможных точек применения при различных локализациях злокачественной патологии как локального, так и генерализованного характера поражения. Отдельным пунктом стоит применение HIFU-терапии в лечении хронического болевого синдрома.

Обмен опытом

83-90 1052
Аннотация

Из опыта клинических наблюдений, на примере лазерной медицинской установки Кулон-Мед, показана высокая лечебная эффективность применения высокоинтенсивного лазерного излучения в области косметологии, неонкологических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и онкологических заболеваний (рака желудка и прямой кишки), как на различных длинах волн, так и с различными типами фотосенсибилизаторов. В области противоопухолевой фотодинамической терапии (ФДТ), на основании экспериментальных исследований, показана высокая противоопухолевая (саркома S‑37) эффективность применения установки (с торможением роста опухоли до 100%) как для импульсно-периодического режима облучения, так и для режима с фракционированием доз лазерного излучения. Кроме того, показаны существенные отличия эффективности противоопухолевых методов ФДТ при применении высокоинтенсивных лазеров непрерывного и импульсного действия, обусловленные фундаментальными свойствами характеристик излучения лазеров – временной структурой импульсов излучения. Таким образом, впервые показано, что временная структура импульсов высокоинтенсивного лазерного излучения существенно влияет на лечебную эффективность лазерной установки, а значит, и на механизмы взаимодействия лазерного излучения с биологической тканью.

Организация здравоохранения

91-96 1496
Аннотация

Охарактеризована роль медицинских профессиональных сообществ как социального механизма реализации кадровой политики в системе российского здравоохранения. Социальный характер этого механизма проанализирован на уровнях: российского общества, социальной группы медицинских работников и на уровне отдельного врача и медицинского работника. Приведены данные социологического опроса участников X (XXVI) Чрезвычайного Пироговского съезда врачей (май 2016 г.), в соответствии с которыми 93% врачей, оценивая состояние российского здравоохранения, указали на присущие ему кризисные проявления. Это свидетельствует о том, что российское государство, объявив себя одновременно заказчиком, исполнителем и контролером медицинских программ, неэффективно реагирует на запросы пациентов как конечных потребителей, так и медицинского сообщества. В рамках темы данного исследования на съезде были выделены основные задачи профессионального медицинского сообщества: лицензирование и сертификация профессиональной деятельности врачей всех специальностей; организация повышения квалификации врачей; контроль деятельности врачей; создание и поддержка информационных баз данных о составе врачей; непосредственное участие в формировании политики доходов медицинского персонала; вовлечение персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-1893 (Online)