Preview

Research'n Practical Medicine Journal

Расширенный поиск
Том 11, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17709/2410-1893-2024-11-2

Оригинальные статьи. Лучевая диагностика

8-21 312
Аннотация

На сегодняшний день одним из наиболее часто применяемых при позитронной эмиссионной томографии, совмещенной с рентгеновской компьютерной томографией (ПЭТ/КТ) лигандов к простатспецифическому мембранному антигену (ПСМА), меченных фтором‑18, является [18F]ПСМА‑1007. В сравнении с другими клинически доступными ПСМА-радиолигандами, характеризующимися почечным клиренсом, [18F]ПСМА‑1007 обладает преимущественно гепатобилиарной экскрецией. Это позволяет уменьшить количество неоднозначных результатов ПЭТ/КТ при визуализации малого таза у пациентов с раком предстательной железы (РПЖ). Однако в клинической практике двух центров, в которых проводилось исследование, у части пациентов наблюдался достаточно высокий уровень накопления [18F]ПСМА‑1007 в полости мочевого пузыря. Причины такого проявления фармакокинетики [18F]ПСМА‑1007 не изучены.

Цель исследования. Изучить влияние гидратации пациентов в интервале между введением [18F]ПСМА‑1007 и началом сканирования на уровень его физиологического накопления в полости мочевого пузыря.

Материалы и методы. В проспективное многоцентровое рандомизированное контролируемое исследование были включены результаты ПЭТ/КТ с [ 18F]ПСМА‑1007180 пациентов, обследованных по поводу РПЖ на различных этапах заболевания. Сканирование проводилось на трех моделях томографов: Discovery IQ Gen 2, производства GE HealthCare (США), Biograph 64 mCT и Biograph 64 TruePoint, производства Siemens Healthineers (Германия). Все пациенты были разделены на две группы – с гидратацией (n = 95, 53 %) и контрольную, без гидратации (n = 85, 47 %). Процедура гидратации проводилась пероральным (n = 76, 80 %) или парентеральным (n = 19, 20 %) способами. У всех пациентов проводилось измерение показателя SUVmean (Mean Standardized Uptake Value) в полости мочевого пузыря, а также расчет показателя TBRmean (Mean Target To Background Ratio), определяемого как отношение SUVmean в полости мочевого пузыря к SUVmean в правой ягодичной мышце, выбранной в качестве референсной зоны фонового накопления [18F]ПСМА‑1007.

Результаты. При сравнительной оценке уровня накопления [18F]ПСМА‑1007 в полости мочевого пузыря значения SUVmean и TBRmean у гидратированных пациентов были достоверно ниже, чем у пациентов из контрольной группы: 1,3 [0,8; 2,0] и 4,0 [2,3; 6,3] против 4,5 [2,7; 8,5] и 13,0 [7,7; 24,0], p < 0,001. Способ гидратации не имел существенного влияния (p = 0,95 для SUVmean и р = 0,49 для TBRmean). В группе гидратированных пациентов выявлены меньшие значения межквартильного размаха, как для SUVmean, так и TBRmean: 1,2 и 4,0 против 5,8 и 16,3.

Заключение. Гидратация пациентов в интервале между введением [18F]ПСМА‑1007 и началом сканирования позволяет достоверно снизить уровень и вариабельность его физиологического накопления в мочевом пузыре.

Оригинальные статьи. Онкология, лучевая терапия

22-35 281
Аннотация

Цель исследования. Изучить интенсивность перекисного окисления липидов (ПОЛ) и активность компонентов антиоксидантной защиты в тканях опухоли, перитуморальной зоны и условно здоровой ткани кожи при базальноклеточной карциноме (БКК) в зависимости от типа опухолевого роста, пола больных, наличия сопутствующих заболеваний.

Материалы и методы. Исследованы ткани 34 больных базальноклеточной карциномой (БКК): 17 женщин (10 с поверхностным ростом опухоли и 7 с солидным) и 17 мужчин (5 и 12 пациентов соответственно). В качестве материала сравнения использовали кожные лоскуты, полученные при операциях у 12 мужчин и 10 женщин без злокачественной патологии («норма»). Определяли содержание малонового диальдегида (МДА), диеновых конъюгатов (ДК), активность супероксиддисмутазы (СОД) и суммарную пероксидазную активность (СПА). Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы Statistica 10.0.

Результаты. У женщин уровень МДА был повышен во всех тканях: при поверхностном росте БКК в 2,1-2,5 раз (p≤0,05), при солидном росте в 1,6-2,1 раз (p<0,05) относительно «нормы». У мужчин при поверхностном росте наблюдали повышение МДА в ткани опухоли и условно здоровой ткани в 3,2 и 3,1 раза (p<0,02), а при солидном росте у 11 из 12 больных увеличения МДА в опухоли не выявлено. Рост ДК (в среднем в 2-5 раз) наблюдался у больных БКК обоего пола с сопутствующими гипертонической болезнью и сахарным диабетом. Активацию СОД в опухолевой ткани, в большей степени у мужчин (в 2,4 раза при поверхностном росте и в 1,7 раза при солидном, p<0,05 относительно условно здоровой ткани), можно рассматривать как механизм антирадикальной защиты опухоли.

Заключение. Увеличение уровня МДА при БКК наблюдалось в опухолевых и близлежащих тканях у женщин при обоих типах роста, у мужчин только при поверхностном росте. Анализ индивидуальных особенностей показателей ПОЛ у больных карциномой кожи выявил зависимость выраженности увеличения МДА и особенно ДК от наличия сопутствующей патологии (гипертоническая болезнь, сахарный диабет).

36-45 218
Аннотация

На фоне скромных успехов в разработке новых диагностических и терапевтических инструментов для повышения выживаемости пациентов с глиальными опухолями головного мозга остается актуальной ранняя диагностика этой патологии. Эндогенные некодирующие микроРНК, регулирующие экспрессию мРНК-мишеней, стали привлекательными целями для разработки тестов на базе циркулирующих биомаркеров, поскольку получение образца не требует инвазивного отбора проб, такого как биопсия.

Цель исследования. С помощью высокопроизводительного секвенирования определить уровни циркулирующих микроРНК в плазме крови пациентов с глиальными опухолями, менингиомами и условно здоровыми донорами.

Материалы и методы. Из биобанка, функционирующего на базе ФГБУ «НМИЦ онкологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, были отобраны 26 образцов плазмы крови, тотальную РНК которых исследовали с помощью метода NGS-секвенирования. В выборку были включены: 2 случая олигодендроглиомы 2–3‑й степени злокачественности; 6 – астроцитомы 2–4‑й степени злокачественности, 7 – глиобластомы 4‑й степени злокачественности; 7 – доброкачественных новообразований (менингиомы), 4 – контрольных (условно здоровые доноры).

Результаты. В ходе первичного анализа выявлен пул из 71 дифференциально экспрессирующейся подтипспецифичной микроРНК: 20 микроРНК для глиобластомы, 4 микроРНК для астроцитомы, 23 микроРНК для олигодендроглиомы, 24 микроРНК для менингиомы. При этом 47 микроРНК демонстрировали повышенный уровень в плазме крови по сравнению с контрольной группой, 15 – соответственно снижение уровня. В ходе сравнительного анализа определены микроРНК, специфично дифференцирующие каждый тип опухоли.

Заключение. Полученные результаты представляются перспективными и задают вектор для дальнейших исследований, который будет включать расширение выборки и валидацию идентифицированных биомаркеров для определения их диагностической ценности.

46-56 244
Аннотация

Цель исследования. Определить состояние тиреоидного статуса первичных онкологических пациентов на ранних стадиях рака тела матки, рака почки, рака молочной железы, меланомы кожи и рака легкого без эндокринной патологии в анамнезе.

Пациенты и методы. У 132 больных раком молочной железы, раком тела матки, раком легкого, раком почки и меланомой кожи (средний возраст пациентов 55 лет) в сыворотке крови радиоизотопным методом (РИА) определяли уровень тиреотропного гормона (ТТГ), тиреоидных гормонов (ТГ) Т4 и Т3 общих и свободных форм. Группу сравнения составили практически здоровые доноры.

Результаты. Только при меланоме кожи уровень ТТГ в сыворотке крови был снижен в 1,5 раза (p < 0,05). Содержание Т4 оказалось снижено в 1,4–1,7 раза (p < 0,05) при раке тела матки и раке почки, но повышено у больных раком легкого и 16 % пациенток больных раком молочной железы в 1,4–1,7 раза (p < 0,05). Низкий в 1,3–1,5 раза (p < 0,05) уровень Т3 обнаружен при раке молочной железы, раке почки, меланоме кожи, тогда как повышенный в 1,6 раза (p < 0,05) – при раке тела матки. Выявленные изменения ТГ по типу клинического гипертиреоза – возрастание в 1,8 раз (p < 0,05) FT3 на фоне низкого ТТГ в крови у больных меланомой кожи, и по типу гипертироксинемии у больных раком легкого и раком молочной железы, заключающиеся в повышении концентраций Т4 и FT3, а у пациенток больных раком тела матки свободной и общей формы Т3, а также FT4, без изменения ТТГ в сыворотке крови больных могут быть связаны с особенностями злокачественной патологии, так как известно, что ТГ являются стимуляторами пролиферации и могут накапливаться в опухоли.

Заключение. Развитие злокачественной опухоли даже на ранних стадиях заболевания воспринимается организмом как угрожающее гомеостазу состояние, и ответом на возникновение неоплазмы является реакция гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной регуляторной оси, в результате чего у больных формируется синдром эутиреоидного расстройства.

Обмен опытом

57-68 268
Аннотация

Автоматизированное ультразвуковое исследование молочной железы (3D УЗИ) является важным инструментом в диагностике рака молочной железы (РМЖ). Установлено, что 3D УЗИ обладает высокой воспроизводимостью, низкой зависимостью от оператора, меньшими временными затратами на получение изображений, автоматической трехмерной реконструкцией всей молочной железы.

Цель исследования. Разработать показания к 3D УЗИ на основании предикторных моделей скрининга пациенток с низким риском развития опухолей молочной железы на основе выявления наиболее значимых факторов риска.

Пациенты и методы. С февраля 2019 по май 2023 г. проводилось ретропроспективное клиническое исследование. Всего в исследование были включены 2794 пациентки. Всем пациентам проводили клинический осмотр, пальпацию, собрали информацию о социально-демографических данных и потенциальных факторах риска РМЖ, также было проведено 2D УЗИ. В выборку до 40 лет вошли 1511 пациенток, из них 628 выполнено 3D УЗИ. В выборку 40 лет и старше вошли 1283 пациенток, из них 655 выполнено 3D УЗИ. У пациенток от 40 лет и старше проводилась маммография. Фиксировались количественные и качественные показатели анамнеза и клинического осмотра, а также результаты маммографии у пациенток старше 40 лет. На основании этих данных составлялась логистическая регрессия с последующим подбором наиболее значимой модели путем отсечения незначимых факторов по p-уровню значимости и представлением модели в виде ROC-кривой.

Результаты. Были выявлены наиболее значимые факторы риска выявления РМЖ. На их основании скрининг с 3D УЗИ в выборке до 40 лет в 95,96 % можно использовать, и он не показан в 4,04 %. Представленная модель в выборке до 40 лет сработала корректно в 99,21 %. В то время как скрининг с 3D УЗИ в выборке 40 лет и старше в 84,26 % целесообразен и не показан в 15,74 %. Представленная модель сработала корректно в 97,12 %.

Заключение. Исследование выявило важные преддиагностические факторы для выбора алгоритма обследования молочной железы у женщин разных возрастных групп и определило показания для 3D УЗИ. Разработанные алгоритмы помогут оптимизировать скрининг и направление на дополнительные обследования, что имеет практическую значимость для улучшения диагностики и оптимизации ресурсов здравоохранения.

69-80 235
Аннотация

Разработка новых методов локорегионарного лечения перитонеального канцероматоза при раке яичников является актуальной задачей в связи с тем, что в большинстве случаев полная хирургическая циторедукция технически невозможна, а системная цитостатическая терапия не дает стойкого терапевтического эффекта. Внутрибрюшная аэрозольная химиотерапия под давлением (ВАХД) представляет собой локальный способ лечения перитонеального канцероматоза при раке яичников, позволяющий осуществить равномерное распределение лекарственного аэрозоля по брюшине и используемый вместе со стандартным комбинированным лечением с целью улучшения его исходов.

Цель исследования. Анализ влияния ВАХД, используемой в дополнение к стандартному комбинированному лечению рака яичников с перитонеальным канцероматозом, на клинический исход хирургического лечения и отдаленные результаты.

Пациенты и методы. В наше проспективное рандомизированное открытое контролируемое исследование были включены 169 пациенток с впервые выявленным раком яичников с перитонеальным канцероматозом. В основную группу вошли 84 пациентки и 85 – в контрольную. Рандомизация происходила интраоперационно при помощи цифрового рандомайзера. Распределение было однородным по стадиям злокачественного новообразования (ЗНО) яичников (критерий Барнарда = 0,292) и по индексу перитонеального канцероматоза (PCI) (U-критерия Манна – Уитни = 0,625). Мы применили комбинацию хирургической циторедукции с одномоментным сеансом ВАХД и последующей системной химиотерапией в рамках одной госпитализации, в дальнейшем сеансы ВАХД проводились еще 2 раза с интервалом 42 дня также в комбинации с системной химиотерапией в рамках одной госпитализации. Все пациентки были оперированы на первом этапе в объеме экстирпации матки с придатками и удаления большого сальника, всем проводилась системная цитостатическая терапия по схеме: паклитаксел 175 мг/м2 , карбоплатин AUC 5–7) (6 курсов с интервалом 21 день). В основной группе к стандартному лечению было добавлено 3 сеанса ВАХД. Для исследования хирургического профиля безопасности ВАХД при каждой госпитализации регистрировались все нежелательные явления хирургического профиля. В качестве основного исхода оценивалась длительность периода жизни без рецидива, основным показателем была медиана безрецидивной выживаемости. Общая продолжительность исследования оставила 36 мес.

Результаты. При статистической обработке было установлено, что медиана безрецидивной выживаемости в группе с применением ВАХД была больше на 8 мес. Так, в контрольной группе медиана безрецидивной выживаемости составила 13 мес. в 95 %-м доверительном интервале (в диапазоне значений от 12 до 14 мес.), в основной группе – 21 мес. (95 %-й доверительный интервал, диапазон от 18 до 22 мес.). Нежелательные явления хирургического профиля были зарегистрированы в 1,2 % после 252 сеансов ВАХД за весь период исследования. Эти явления не потребовали дополнительных медицинских вмешательств, не увеличили сроки госпитализации и не привели к исключению пациенток из протокола клинического исследования.

Заключение. Применение методики ВАХД в качестве дополнительного метода стандартного локорегионарного лечения продемонстрировало улучшение результатов лечения впервые выявленного рака яичников с перитонеальным канцероматозом. ВАХД имеет благоприятный профиль хирургической безопасности и является перспективным методом локального воздействия на канцероматоз брюшины как в клинической, так и исследовательской работе.

Обзор

81-88 430
Аннотация

Цель исследования. Оценить роль и возможности различных видов иммунотерапии в лечении меланомы кожи, а также перспективы ее использования в клинической практике.

Материалы и методы. Поиск литературы вели в базе данных PubMed. Ограничение по дате публикации: с 2018 по 2023 гг. В качестве поисковых запросов использовались следующие ключевые слова: «Melanoma», «Melanoma and immunotherapy», «Treatment of Metastatic Melanoma», «Immunological Factors». Отбирались полнотекстовые варианты. Из работы исключали статьи, которые были основаны на субъективном мнении авторов. Для каждого найденного исследования регистрировали: метод лечения, количество пациентов, срок наблюдения, время безрецидивного течения, выживаемость. Метаанализ данных не проводили в связи с высокой гетерогенностью исследований.

Результаты. Отмечена достаточно высокая эффективность адъювантной терапии ингибиторами контрольных точек иммунного ответа при лечении BRAF-отрицательных пациентов. Так, препарат ипилимумаб, появившийся одним из первых, продемонстрировал свою эффективность, препарат ниволумаб давал по данным одного из исследований 5‑летнюю общую выживаемость на уровне 35 %. Применение пембролизумаба ассоциировалось с 5‑летней общей выживаемостью на уровне 41 %. В метаанализе 2015 г. было продемонстрировано, что применение ниволумаба, как и пембролизумаба дает наилучшую общую выживаемость, в связи с чем может быть включено в терапию первой линии. Комбинация же данных препаратов позволяет добиться хорошего ответа на терапию у пациентов с BRAF-положительным статусом (5‑летняя общая выживаемость на уровне 52 %).

Заключение. Иммунотерапия меланомы с применением ингибиторов контрольных точек иммунного ответа в настоящее время является наиболее эффективным методом лечения, особенно в тех случаях, когда дополняет хирургическую резекцию опухоли. Наиболее используемыми препаратами являются ниволумаб и ипилимумаб, которые эффективнее работают в комбинации. Так, 5‑летняя выживаемость без прогрессирования составляет 36 %, общая выживаемость на уровне 52 %. Резистентность к иммунотерапии является важной проблемой данного вида лечения, решение которой поможет улучшить результаты контроля над местным онкопроцессом, улучшить ответ на терапию. Найти разрешение данной проблемы возможно благодаря фундаментальному изучению молекулярной биологии опухоли в условиях моделирования опухолевого роста и опухолевого «ускользания».

Клиническое наблюдение

89-100 363
Аннотация

Первично-множественные злокачественные новообразования (ПМЗНО) определяются как две или более злокачественные опухоли различного патогенного происхождения, выявленные одновременно или последовательно у одного пациента. Несмотря на успехи современной медицины, заболеваемость ПМЗНО растет. По данным мировой статистики, в течение 20 лет частота встречаемости ПМЗНО в онкологической популяции возросла от 2,4 до 8,0 %. Число пациентов с ПМЗНО увеличивается и в Российской Федерации. В 2021 г. в нашей стране впервые выявлены 58 217 ПМЗНО, что составляет 10,0 % всех впервые выявленных злокачественных новообразований. Среди пациентов с ПМЗНО обычно наблюдается две опухоли (у 84–100 % больных), три опухоли встречаются у 9,9–16,0 % пациентов, четыре – у 1,62 %, а пять или более встречается лишь у 0,095 %.

В настоящее время патогенез этого состояния еще не вполне изучен. Существуют гипотезы о том, что в возникновении ПМЗНО задействованы эндогенные, экзогенные, наследственные и терапевтические факторы. Эндогенные факторы включают иммунный статус, эндокринные факторы, наследственную предрасположенность. Экзогенные факторы представлены образом жизни и факторами окружающей среды, такими как курение и алкоголь, низкая физическая активность, а также длительное воздействие ультрафиолетового излучения и промышленного загрязнения. Ятрогенные факторы, в том числе лучевая терапия и химиотерапия, также могут увеличить риск развития ПМЗНО.

В данной статье представлено клиническое наблюдение пациента 1942 г. рождения, у которого в течение 11 лет наблюдения был верифицирован и подвергнут лечению первично-множественный синхронно-метахронный рак 5 локализаций и 4 гистологических типов. Представленный клинический случай интересен весьма редким количеством новообразований и относительно высокой продолжительностью наблюдения. Авторами подробно описан каждый этап, выбор методов диагностики и определение тактики лечения с оценкой правильности принятия клинических решений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-1893 (Online)