Выпуск опубликован на сайте 12.12.2025 г.
Оригинальные статьи
Цель исследования. Изучить качество жизни больных раком шейки матки (РШМ) и раком тела матки (РТМ) после радикального лечения и оценить эффективность объемообразующих средств на основе гиалуроновой кислоты (ГК) в коррекции вульвовагинальной атрофии (ВВА).
Пациенты и методы. В исследование включены 201 больная РШМ I–III и РТМ I–II стадий (FIGO, 2018) после хирургического (1‑я группа – 33,3 % случаев), комбинированного (2‑я группа – 37,3 %) или сочетанного лучевого/химиолучевого (3‑я группа – 29,4 %) лечения. Корригирующая терапия включала интравагинальное и перинеальное введение препаратов на основе ГК по авторской методике с оценкой в динамике рН транссудата влагалища, индекса вагинального здоровья (ИВЗ) и сексуальной функции (PISQ‑12).
Результаты. После радикального лечения у всех больных наблюдалась ВВА тяжелой степени, более выраженная в группах с лучевой терапией (ЛТ) в самостоятельном или адъювантном режиме – рН 6,59 ± 0,6 и 6,43 ± 0,8 соответственно по сравнению с хирургическим методом– 6,05 ± 0,9 (р = 0,001 и р = 0,01 соответственно); ИВЗ –7,7 ± 2,5 и 9,2 ± 3,7 соответственно по сравнению с 11,1 ± 3,7 (р = 0,00001 и р = 0,02 соответственно). После восстановительной терапии уже на сроке 1 мес. отмечалось снижение рН и повышение ИВЗ: в 1‑й группе – до 5,2 ± 0,8 и 17,3 ± 2,9, во 2‑й – до 5,5 ± 0,6 и 16,75 ± 3,0, в 3‑й – до 5,4 ± 0,7 и 16,7 ± 2,6 соответственно (р < 0,00001 во всех случаях, между группами – p > 0,05) с сохранением эффекта на протяжении 12 мес. Зарегистрирована нормализация сексуальной функции: снижение PISQ‑12 с 15,9 ± 6,7 до 12,0 ± 5,0 и с 14,7 ± 6,0 до 12,0 ± 4,7 – соответственно в 1‑й и 3‑й группах на сроке 1 мес., с 15,8 ± 4,9 до 9,5 ± 3,5 – во 2‑й группе на более отдаленных сроках (р < 0,00001 во всех случаях).
Заключение. У больных РШМ и РТМ после радикального лечения наблюдается атрофия слизистой влагалища, более выраженная при использовании ЛТ, которая поддается эффективной коррекции препаратами на основе ГК.
Одним из путей преодоления проблемы радиорезистентности опухолей, существенно ограничивающей эффективность лучевой терапии, является комбинирование разных стратегий лечения, в том числе с применением антиангиогенных средств. Однако недостатки известных антиангиогенных препаратов (токсичность, высокая стоимость, развитие резистентности) свидетельствуют о необходимости разработки новых, более безопасных и эффективных средств данного класса.
Цель исследования. Оценка эффективности противоопухолевой экспериментальной комбинированной терапии, сочетающей лучевое воздействие с субхроническим парентеральным введением соединения Т1084, обладающего антиангиогенным и гипоксияориентированным цитотоксическим действием.
Материалы и методы. В работе исследовали бифункциональное соединение Т1084 (1‑изобутаноил‑2‑изопропилизотиомочевины дихлорацетат), обладающее двойной ингибирующей активностью: в отношении синтаз оксида азота (NOS) и киназы пируватдегидрогеназы (PDK). Соединение разработано и синтезировано в МРНЦ им. А.Ф. Цыба (патент RU2699558). Противоопухолевую эффективность оценивали на перевиваемой солидной карциноме Эрлиха (СКЭ) у 149 мышей F1(CBA×C57Bl/6j) в двух независимых экспериментах, проведенных по единой схеме. Животных разделяли на 4 группы: контроль (животные-опухоленосители), локальное облучение опухолевого узла (10 Гр однократно или 20 Гр фракционированно), монотерапия Т1084 (70,7 мг/кг ежедневно в/б) и комбинированная терапия (Т1084 и гамма-излучение). Облучение выполняли на гамма-установке Рокус-М (⁶⁰Co, 1 Гр/мин), дозиметрию проводили по стандартам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Развитие неоплазий в экспериментах оценивали морфометрически.
Результаты. Показано, что субхроническое применение Т1084 в безопасной дозе 70,7 мг/кг (1/4 ЛД16) статистически значимо усиливало противоопухолевую эффективность разных режимов радиотерапии без ухудшения переносимости лучевого воздействия и развития токсических эффектов. В двух независимых экспериментах на модели перевиваемой СКЭ комбинированная терапия оказывала стабильное, статистически значимое противоопухолевое действие (ТРО = 45–50 %), превосходящее эффекты раздельного применения лучевой терапии и соединения Т1084.
Заключение. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о целесообразности применения NOS/PDK-ингибитора Т1084 в комбинации с лучевой терапией для лечения радиорезистентных солидных опухолей с высокой ангиогенной активностью.
Неоадъювантная химиотерапия с двойной анти-HER2 блокадой является стандартом лечения раннего HER2‑положительного рака молочной железы (РМЖ), позволяя достичь полного патоморфологического ответа (pCR) у значительной части пациенток. Однако ответ на терапию гетерогенен, и выявление доступных клинико-морфологических предикторов pCR остается актуальной задачей для персонализации лечения и прогнозирования его эффективности.
Цель исследования. Оценить эффективность неоадъювантной терапии по схеме TCHP (доцетаксел, карбоплатин, трастузумаб, пертузумаб) и выявить независимые клинико-морфологические предикторы достижения pCR у пациенток с HER2‑положительным РМЖ IIA–IIIA стадии.
Пациенты и методы. Проведено одноцентровое ретроспективное исследование на базе Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена. В анализ включены данные 120 пациенток с HER2‑положительным РМЖ IIA–IIIA стадии, получивших неоадъювантную терапию по схеме TCHP в период с 2022 по 2025 г. Основным оцениваемым исходом была частота pCR (ypT0/is ypN0). Для выявления предикторов ответа применялся однофакторный сравнительный анализ и многофакторный анализ с использованием бинарной логистической регрессии. Для определения порогового значения предиктора использовался ROC-анализ.
Результаты. Полный патоморфологический ответ был достигнут у 70 (58,3 %) из 120 пациенток. По результатам многофакторного анализа, единственным независимым предиктором достижения pCR оказался уровень экспрессии эстрогеновых рецепторов (ЭР). Установлено, что с увеличением экспрессии ЭР на 1 балл по шкале Allred шансы на достижение pCR снижались на 16,1 % (ОШ 0,839; 95 % ДИ 0,753–0,934; p = 0,001). Методом ROC-анализа определено оптимальное пороговое значение уровня экспрессии ЭР ≤ 6 баллов для прогнозирования pCR (AUC = 0,665; p = 0,001).
Заключение. Уровень экспрессии ЭР является ключевым независимым предиктором ответа на неоадъювантную терапию по схеме TCHP у пациенток с HER2‑положительным РМЖ. Оценка экспрессии ЭР может использоваться в клинической практике как доступный биомаркер для стратификации пациенток и идентификации группы с меньшей вероятностью достижения pCR, которая может нуждаться в альтернативных или усиленных режимах терапии.
Цель исследования. Оценить целесообразность интраоперационной лимфографии с индоцианином зеленым (ИЦЗ) при холангиокарциноме и раке желчного пузыря в случае планирования резекции печени и лимфодиссекции.
Пациенты и методы. В исследование включены 26 больных билиарным раком, которым за период с 2023 по 2025 г. интраоперационно при планировании лимфодиссекции и резекции печени была применена флуоресцентная лимфография с индоцианином зеленым (ИЦЗ-лимфография). Изучался лимфоотток от печени и желчных протоков на 1-, 3-, 5-, 10-, 15-, 30‑й минутах ± 45‑й минутах от введения ИЦЗ с определением первых трех прокрашенных лимфатических узлов (ЛУ) – сторожевых лимфатических узлов (СЛУ) с последующей лимфодиссекцией регионарных ЛУ, а также всех прокрашенных ЛУ вне зон регионарного метастазирования. При технической возможности выполняли запланированный объем операции на печени и желчевыводящих путях.
Результаты. У двух пациентов (7,7 %) не было выявлено ни одного СЛУ: в этой группе метастазов в ЛУ не было. В остальных случаях (92,3 %, n = 24) отмечено накопление ИЦЗ в одном или нескольких ЛУ. Поражение ЛУ по данным морфологического исследования отмечено у 12 пациентов. В этой группе больных при использовании в качестве СЛУ первых двух прокрашенных ЛУ чувствительность метода составила 91,7 % (n = 11/12). Изучение третьего СЛУ не повлияло на чувствительность метода, но позволило выявить пораженные ЛУ вне зон регионарного метастазирования в двух случаях.
Заключение. ИЦЗ-лимфография – перспективный метод для определения СЛУ и путей лимфооттока при билиарном раке. Целесообразно оценить влияние лимфодиссекции выполненной с учетом флуоресцентной лимфографии на отдаленные результаты у больных с резектабельным билиарным раком.
Цель исследования. Оценить уровни экспрессии факторов роста IGF‑1, TGF-β и VEGF-A в отдаленные сроки после предлучевого введения N-ацетилцистеина (N-АЦ) и локального облучения поджелудочной железы электронами в суммарной очаговой дозе (СОД) 30 Гр.
Материалы и методы. Экспериментальное исследование проведено на 60 самцах крыс линии Вистар, которые были распределены на 4 группы: 1‑я группа (контрольная) (n = 10) – крысы, которым вводили 0,9 % физиологический раствор NaCl без локального облучения электронами; 2‑я группа (n = 20) – интраперитонеальное введение раствора NaCl 0,9 % перед локальным облучением электронами в режиме фракционирования в СОД 30 Гр; 3‑я группа (n = 20) – интраперитонеальное введение N-АЦ в дозе 120 мг/кг перед локальным облучением электронами в режиме фракционирования в СОД 30 Гр; 4‑я группа (n = 10) – интраперитонеальное введение N-АЦ в дозе 120 мг/кг без локального облучения электронами. Через 30 сут. оценивали уровни глюкозы, инсулина и амилазы в крови, гистоархитектонику панкреатических островков, степень фиброза в периваскулярных зонах (при окрашивании по Массону), а также экспрессию IGF‑1, TGF-β и VEGF-A методом подсчета позитивных клеток при иммуногистохимическом исследовании.
Результаты. После облучения отмечали повышение концентраций глюкозы и амилазы в крови, снижение уровня инсулина. Развитие признаков радиационно-индуцированного повреждения поджелудочной железы сопровождалось снижением экспрессии IGF‑1 и VEGF-A в островках на 39 % и 56 %, тогда как доля TGF-β+ клеток превышала контрольные значения в 3,4 раза. Предлучевое введение N-АЦ способствовало менее выраженному изменению биохимических показателей на фоне низкой экспрессии TGF-β и повышенного количества IGF‑1+ и VEGF-A+ эндокринных клеток, в 2,5 и 3 раза превышающих аналогичные показатели в группе животных, локально облученных электронами в СОД 30 Гр.
Заключение. Предлучевое введение N-АЦ спустя 30 сут. после локального облучения поджелудочной железы электронами приводит к увеличению экспрессии ключевых факторов роста IGF‑1, TGF-β и VEGF-A, вносящих вклад в развитие радиопротекторных механизмов, направленных на сохранение структурной целостности и эндокринной функции органа. Полученные данные позволяют рассматривать N-АЦ как перспективное средство для профилактики отсроченных постлучевых осложнений, включая фиброз, метаболическую и секреторную недостаточность панкреатических островков.
Цель исследования. Изучение параметров редокс-баланса в митохондриях клеток эндометриоидной аденокарциномы (ЭА) у онкогинекологических больных и в митохондриях клеток карциномы Герена при внутриматочной локализации опухоли у крыс.
Материалы и методы. В исследование были включены пациенты, получившие хирургическое лечение по поводу ЭА (n = 42) и миомы матки (n = 14). У 16 пациентов была высокодифференцированная (G1) ЭА, у 12 умеренно дифференцированная (G2) ЭА, и у 14 низкодифференцированная (G3) ЭА. Средний возраст пациентов при ЭА 60,8 ± 2,9 лет и при миоме 49,4 ± 2,5 лет. Неоадъювантного лечения пациенты не получали. В экспериментальное исследование был включен биологический материал, собранный от нелинейных белых лабораторных крыс-самок (n = 15) массой 250 ± 25 г. На животных воспроизводили внутриматочный рост карциномы Герена. В митохондриях клеток ЭА, миомы и интактной матки стандартными методами ИФА определяли концентрацию: митохондриальной супероксиддисмутазы (СОД‑2), продуктов окислительной модификации ДНК и РНК, малонового диальдегида (МДА), диеновых конъюгатов (ДК) и белка – биуретовым методом. Статистический анализ – Statistica 10.0.
Результаты. У женщин в митохондриях клеток ЭА при G1 установлено высокое содержание МДА и ДК, которое было в 2,3 раза и 2,9 раза больше по сравнению со значениями в митохондриях интактной матки. При G2 уровень МДА был в 3,2 раза выше значений в интактных митохондриях, а уровень ДК – в 2,7 раза. При G3 установлено увеличение степени повреждения ДНК в 1,6 раза (p < 0,05), а концентрации МДА, ДК и СОД‑2 – в 2,4, 3,0 и 3,4 раза соответственно по сравнению с интактными значениями. У крыс-самок в митохондриях клеток тканей опухоли удалось зафиксировать однонаправленные с клиническими результатами изменения изучаемых показателей: уровень повреждения ДНК был увеличен в 1,6 раза (p < 0,05), уровень МДА – в 1,6 раза (p < 0,05), ДК – в 1,5 раза (p < 0,05) и СОД‑2 – в 2,4 раза.
Заключение. Описанный окислительный стресс и митохондриальная дисфункция в злокачественных клетках у женщин указывают на патогенетическую особенность, зависящую от степени дифференцировки, вместе с тем удалось продемонстрировать идентичную направленность выявленных изменений редокс-баланса в экспериментальной модели на субклеточном уровне.
Обзоры
Вторичное поражение лимфатических узлов шеи является значимым фактором прогноза и выбора хирургической тактики у пациентов со злокачественными новообразованиями органов головы и шеи. При ранних стадиях заболевания с целью выявления скрытых метастазов может быть выполнена биопсия сторожевого лимфатического узла (СЛУ), по результатам которой можно предположить вероятность поражения остальных групп шейных лимфатических узлов и сделать вывод о необходимости выполнения шейной лимфодиссекции.
Цель исследования. Обсуждение достижений научного сообщества, посвященных роли биопсии СЛУ при злокачественных новообразованиях органов головы и шеи, и анализ современных методов их детекции.
Материалы и методы. Проведен анализ отечественных и зарубежных научных публикаций в базах данных «Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU» и «National Center for Biotechnology Information», опубликованных в период с 2010 по 2025 г., демонстрирующих основные показатели клинической информативности (частота выявления, диагностическая точность, чувствительность, специфичность, предсказательная ценность отрицательного результата) различных способов детекции СЛУ у пациентов со злокачественными новообразованиями органов головы и шеи.
Результаты. Для выявления СЛУ применяют ряд методов – инструментальный, контрастно-визуальный, радиоизотопный, флуоресцентный и сочетанный, каждый из которых имеет определенные преимущества и ограничения. Наиболее распространенным в клинической практике является радиоизотопный метод детекции, позволяющий выявлять накопление радиофармацевтического препарата как на предоперационном этапе, так и интраоперационно.
Заключение. С целью устранения имеющихся недостатков отдельных методов лимфографии, активно разрабатываются новые индикаторы, в том числе гибридные, применение которых открывает значительные перспективы для практической медицины и дальнейших научных исследований.
Рецептор эпидермального фактора роста (EGFR) является важной сигнальной молекулой, активация которой способствует неопластической трансформации и метастазированию. Таргетные препараты, ингибиторы EGFR, применяют в терапии ряда злокачественных новообразований. Важное место среди них занимают низкомолекулярные гетероциклические соединения, блокаторы тирозинкиназного домена EGFR.
Цель исследования. Провести анализ данных современной литературы, посвященных разработке и изучению противоопухолевого действия низкомолекулярных ингибиторов EGFR, акцентируясь на блокаторах внутреннего домена данного рецептора.
Материалы и методы. Проведен поиск литературы по базам данных PubMed, eLibrary. Ключевыми словами для поиска являлись: «ингибиторы EGFR» (EGFR inhibitors), «низкомолекулярные ингибиторы киназ» (SMKI – small-molecule kinase inhibitors), «противоопухолевое действие» (antitumor effect), «производные пиримидина» (pyrimidine derivatives), «молекулярный докинг» (molecular docking), «молекулярное моделирование» (molecular modeling). Использованы оригинальные исследования, метаанализы, рандомизированные контролируемые исследования и систематические обзоры, опубликованные в последние годы.
Результаты. В обзоре представлены основные характеристики низкомолекулярных ингибиторов EGFR, механизмы их действия и классификация. Рассмотрены причины возникновения резистентности к таргетным препаратам, нацеленным на внутренний домен рецептора, и пути преодоления лекарственной устойчивости. Обсуждаются дальнейшие перспективы разработки новых блокаторов EGFR, стратегии повышения их селективности и эффективности действия, в том числе за счет использования биоинформационного подхода.
Заключение. В настоящее время накоплен значительный объем данных, касающийся разработки и применения низкомолекулярных гетероциклических ингибиторов тирозинкиназ EGFR в лечении онкологических больных. Основными причинами, ограничивающими их использование в клинической практике, являются возникновение резистентности вследствие мутаций рецептора и проявление токсичности. В связи с этим, поиск новых соединений-кандидатов с предполагаемым противоопухолевым механизмом действия и высоким сродством к мишени, по-прежнему остается актуальным. Ингибирующая активность в отношении внутреннего домена EGFR находится в непосредственной зависимости от структуры гетероцикла, лежащего в основе лекарственного средства, что необходимо учитывать при создании новых молекул, блокаторов данного рецептора. Важную роль в этом процессе играет компьютерное моделирование, позволяющее существенно сократить материальные затраты и время. Мы полагаем, что представленный обзор может быть полезен исследователям, занимающимся разработкой отечественных таргетных препаратов, нацеленных на внутренний домен EGFR, в рамках импортозамещения для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
Клинические наблюдения
Лимфедема верхних конечностей после удаления подмышечных лимфоузлов при раке молочной железы является одним из наиболее распространенных послеоперационных осложнений, существенно ухудшающих качество жизни пациентов. В представленном клиническом наблюдении продемонстрирована эффективность лимфовенулярного анастомоза (ЛВА) как метода, позволяющего устранить патологические процессы при обструктивной лимфедеме на ранних и средних этапах развития заболевания. Подчеркивается важность предоперационного обследования и картирования лимфатических и венозных сосудов с использованием ультразвуковых технологий, что позволяет оптимизировать тактику хирургического вмешательства, повысить его эффективность и сократить время проведения операции. Рассмотрены особенности патофизиологии лимфедемы, включая склероз сосудов и снижение их способности к лимфооттоку, а также преимущества современных методов инструментальной диагностики в планировании ЛВА. В статье акцентируется внимание на необходимости индивидуального подхода к пациентам, основанного на тщательном предоперационном исследовании сосудистого русла, а также на важности использования ультразвукового мониторинга в послеоперационном периоде для контроля состояния при лимфедеме.
Таким образом, определяющее значение комплексной стратегии, включающей в себя предварительную диагностику и тщательное планирование, обеспечивает наиболее эффективные клинические исходы при лечении лимфедемы верхних конечностей методом ЛВА.

















